На сайте представлены сведения о более чем 300 государственных и негосударственных
вузах, имеющих лицензии на право образовательной деятельности в сфере
высшего образования, учебных заведениях, специализирующихся на повышении
квалификации и дополнительном образовании, а также об их филиалах,
расположенных в Москве и Московской области.
Информация получена непосредственно от ВУЗов в 2013-2016 годах.
Информация о ВУЗе включает:
- полное наименование вуза и год его основания;
- фамилию, имя, отчество ректора, его ученая степень, звание;
- формы обучения (дневная, вечерняя, заочная и др.);
- категории выпускников: бакалавр, специалист, магистр и др.;
- продолжительность обучения;
- условия поступления и обучения (наличие госбюджетных мест, вступительные
экзамены, конкурсы прошлых лет, отсрочка от армии и т.п.);
- перечни специальностей и направлений;
- адресную информацию со сведениями о проезде общественным транспортом и
контактную, включающую в свой состав адреса вузовских сайтов в Интернет
и адреса электронной почты.
1. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Примерная программа дисциплины “Социология” составлена в
соответствии с требованиями (федеральный компонент) к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки
бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины”
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования второго поколения.
Программа предназначена для студентов, изучающих социологию
в качестве обязательной общеобразовательной гуманитарной
дисциплины.
Курс социологии ставит своей целью:
дать студентам глубокие знания теоретических основ и
закономерностей функционирования социологической науки,
выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения
методологии и методов социологического познания;
помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных
социологических направлений, школ и концепций, в том числе и
русской социологической школы;
способствовать подготовке широко образованных, творческих и
критически мыслящих специалистов, способных к анализу и
прогнозированию сложных социальных проблем и овладению
методикой проведения социологических исследований.
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин,
помогает студентам понять окружающие их социальные явления и
процессы, происходящие в данный момент в России, исследует
острые общественные вопросы социального неравенства,
бедности и богатства, межнациональных, экономических и
политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих
во всех институтах российского общества, формируя активную
жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные
ориентации, в том числе и профессиональные.
2. Задачи курса предполагают изучение:
основных этапов развития социологической мысли и современных
направлений социологической теории;
определения общества как социальной реальности и целостной
саморегулирующейся системы;
социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство
общественных отношений;
основных этапов культурно-исторического развития обществ,
механизмов и форм социальных изменений;
социологического понимания личности, понятия социализации и
социального контроля; личности как субъекта социального
действия и социальных взаимодействий;
межличностных отношений в группах; особенностей формальных и
неформальных отношений; природы лидерства и функциональной
ответственности;
механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;
культурно-исторических типов социального неравенства и
стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной
социальной мобильности;
основных проблем стратификации российского общества,
возникновения классов, причины бедности и неравенства,
взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
представлений о процессе и методах социологического
исследования.
По курсу социологии предусмотрены лекции и семинарские
занятия.
Курс рассчитан на 52 часа, из них 32 ч. лекций и 20 ч.
семинарских занятий.
3. Место курса в системе социогуманитарного образования
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой,
в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных,
социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и
находится под влиянием естественных наук: математики,
демографической, экономической и социальной статистики,
информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер
жизни общества и способствовали появлению самостоятельных
направлений в социологии, таких как: социогеография,
социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают
объяснять и прогнозировать события и процессы социальной
среды. Плодотворна связь социологии и социальными науками:
социологии и истории, социологии и социальной философии,
социологии и экономики, социологии и социальной психологии,
социологии и политологии, социологии и культурологии,
социологии и социальной антропологии, и т.д.
Социология и история. Социология как наука об обществе
включает в себя существенные формы и функции исторического
знания, использует методологию и теорию исторической науки,
методы и источники их изучения, исследует отечественную
историографию, историю России как неотъемлемую часть
всемирной истории, которая является фундаментальной базой
истории социологии.
Социология и социальная философия. Социальная философия в
социологии рассматривается как высший уровень теоретического
обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий
особенности философского взгляда на общество: исследование
сущностного измерения общественной жизни через социальные
факты, категории “социального”, “социальной науки”.
Социальная философия послужила толчком к развитию социологии
как науки, т.к. она отражала идеологию и интересы
прогрессивных интеллектуальных сил общества, стремящихся к
научному познанию мира и прогресса.
Социология и социальная психология. Социальная психология
междисциплинарной областью знаний. В ней общество
рассматривается как механическое множество индивидуальных
актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.
Социология и политология. Политология, изучаемая
социологами, раскрывает роль и место политики в жизни
современных обществ, политические отношения и процессы,
политические организации и движения, социокультурные аспекты
политики, мировую политику и международные отношения,
национально-государственные интересы России в новой
геополитической ситуации и т.д.
Социология и культурология. В культурологии раскрываются
основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и
нормы; дается типологизация культур, социальных институтов
культуры; уделяется внимание месту и роли России в мировой
культуре и тенденциям культурной универсализации в
современном мировом процессе и т.д.
Социология и социальная антропология. Социальная
антропология - родственная социологии дисциплина,
рассматривает культуру как образ жизни человека и общества;
миры человека и константы его существования, парадигмы
социоантропологического познания, социоантропологического
исследования и др.
Социология теснейшим образом связана и с другими
общественными науками, изучающими отдельные сферы
общественной жизни.
П. Содержание курса
№№ Наименование тем Аудиторные занятия (час.)
1. Объект, предмет и метод социологии 2 -
2. История становления и развития социологии 2 2
3. Общество как социокультурная система
2
2
4. Культура как система ценностей и норм 2 2
5. Социализация личности 4 2
6. Социальная структура и стратификация 4 2
7. Социальные общности и социальные группы 4 2
8. Социальные институты и социальные организации 4 2
9. Социальный контроль 2 2
10. Социальные конфликты 2 2
11. Методология и методы социологического исследования 4 2
ВСЕГО: 52 час; лекции - 32 ч.; семинарские занятия - 20 ч.
Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
Определение социологии, ее объекта, предмета и метода.
Социология и естественные науки: математика, информатика,
статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история,
социальная философия, социальная психология. Социология и
науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни
(экономика, правоведение, политология, культурология,
социальная антропология и др.).
Функции и структура социологического знания. Уровни знания и
отрасли социологии. Категория “социального” в предметной
области социологии. Понятие социологической парадигмы и их
многообразие. Основные методологические направления и школы
в социологии.
Методы социологической науки.
Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.
Тема 2. История становления и развития социологии
Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки
возникновения западной социологии. Становление научной
социологии в 40-е годы Х1Х столетия. О.Конт - родоначальник
социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о
“порядке и прогрессе”. Специфика сравнительно-исторического
метода у Конта.
Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера.
Натуралистические школы в социологии. Теория социальной
эволюции. Идея закономерности общественного развития.
Характеристика общественных организаций и социальных
институтов.
Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о
материалистическом понимании истории.
Общественно-экономические формации. Классы и классовая
борьба. О сущности государства и исторических путях его
развития.
Социология Э.Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура
социологического знания. Социальные факторы. Теория
общественного разделения труда. Социологическое определение
“механической” и “органической” солидарности. Понятие
аномии.
Социология М.Вебера. Концепция “социального действия”.
Теория “рационализации”. Феномен бюрократии. Типы
господства. Проблема легитимности власти.
Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето.
Теория социальной дифференциации. Концепция “общины” и
“общества”. Теория циркуляции элит.
Социология в России: социологические традиции и направления.
Особенности ее формирования и развития. Основные этапы
развития русской социологической мысли. Классический период
русской социологии (с 60-х гг. Х1Х в. до 1917 г.).
Эволюция философских основ русской социологии.
Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории
Н.Я.Данилевского. Социологические корни идеологии русского
консерватизма К.Н.Леонтьева. “Юридическая школа” и ее
социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин,
А.Д.Градовский). Социологические идеи теоретиков анархизма
(Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин).
Социал-органицизм А.И.Стронина, П.Ф.Лилиенфельда.
Психологическое направление (Е.В. де Роберти,
Л.И.Петражицкий).Субъективная школа в русской социологии
(П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Карев, С.Н.Южаков).
Генетическая социология М.М.Ковалевского. Марксистское
направление в русской социологии. Эмпирическая социология (К.М.Тахтарев,
П.А.Сорокин).
Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии
ХХ столетия. Чикагская школа. Доктрина “человеческих
отношений” Э.Мейо. Институт исследования общественного
мнения Дж.Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического
направления в социологии. Теория социальной стратификации и
социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм
Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф,
Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер,
А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шюц,
П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс,
П.Блау).
Современный этап развития социологии. Неомарксизм. Д.Белл и
его концепция постиндустриального общества. Социология
Н.Лумана. Социологическая концепция Э.Гидденса. Теория
коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постмодернизм в
социологии. Социологические школы 80-90-х гг. ХХ в.
Структурно-функциональный анализ (Дж.Александер),
феноменологическая социология, “структурная социология” (Э.Тирикьян),
неоструктурализм и др.
Тема 3. Общество как социокультурная система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные
понятия “система” и “общество” и их соотношение. Основные
признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество
как социокультурный организм. Культура как система ценностей
и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Проблемы
социокультурных отношений современного общества. Объективные
закономерности функционирования и развития общества как
социокультурной системы. Социокультурные особенности и
проблемы развития российского общества.
Тема 4. Культура как система ценностей и норм
Культура как социальное явление. Многообразие подходов к
определению культуры, их особенности и предмет анализа.
Культурные парадигмы. Способы организации общества и типы
культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы,
обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных
культур. Функции культуры. Типы культур. Понятие культурного
развития и культурной деградации. Социальная культура и
культура социальной жизни. Культура социальной организации,
социального управления, социальной деятельности, социального
образования и воспитания. Выделение нормативной культуры.
Типология социальных норм. Субкультуры и контркультуры.
Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена
устаревших. Причины и особенности кризисного развития
современной культуры.
Тема 5. Социализация личности
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и
культурной эволюции. Парадигмы “социального поведения”
(Ф.Бегесс, Д.Хаманс, П.Блау). Формирование личности.
Определение и структура личности. Социальные типы личности.
Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность
и социальное действие личности. Социальная среда, активность
и социализация личности. Социализация как социокультурный
процесс: его особенности и стадии. Формы социализации.
Ценностные ориентации личности. Общественные и личные
интересы. Менталитет россиянина. Социологические концепции
личности. Десоциализация и ресоциализация.
Тема 6. Социальная структура и стратификация
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и
социальная стратификация (вертикальный срез), причины их
возникновения. Теории социальной структуры и социальной
стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса,
М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Т.Маршалла, Э.Райта,
Р.Дарендорфа и др. Неравенство как критерий стратификации.
Основные измерения стратификации: власть, доход, образование
и др. Исторические системы социальной стратификации:
рабство, касты, сословия, классы. Понятия: “социальный
класс”, “социальная группа”, “социальный слой” (страта),
“социальный статус”. Многообразие моделей стратификации.
Процедура формирования многомерных слоев. Индекс социальной
позиции. Факторы и механизмы стратификационного деления.
Теория элит как особое направление стратификационных
делений: властный и меритократический подходы. Правящий
класс и властвующая элита. Проблема среднего и
“предпринимательского” класса в современном российском
обществе.
Тема 7. Социальные общности
Определение понятия “социальная группа”. Различные виды
социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование
социальных групп. Типология социальных групп по степени
внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Изучение
сплоченности малой группы (социометрический метод Дж.
Морено). Первичные и вторичные группы (Ч.Кули), референтные
группы (Г.Хаймена). Коммуникационные связи в группах.
Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие
процессы в современном обществе.
Понятие социальной общности. Характерные черты социальной
общности. Виды социальных общностей. Территориальная
общность и поведение личности. Понятие урбанизации.
Тенденция ослабления межличностных связей.
Национально-этнические общности. Определение понятия
“этническая группа” (этнос). Теория этногенеза Л.Гумилева.
Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая
стратификация. Шкала социальной дистанции Э.Богардиса. Новые
тенденции и формы национально-этнического,
социально-территориального структурирования общества.
Причины обострения межнациональных отношений.
Тема 8. Социальные институты и социальные организации
Понятие “социальный институт”. Институт как элемент
социальной системы общества. Подходы к определению
социального института (О.Конт, Г.Зиммель, Ф.Теннис, М.Вебер,
А.Миллер, Г.Веблен, Г.Парсонс) и др. Общие показатели,
отражающие основные компоненты социальных институтов.
Структура социальных институтов, их типология и иерархия.
Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные
роли в институтах. Закономерности функционирования
институтов. Источники развития (или кризиса) социальных
институтов. Анализ условий эффективного функционирования
социальных институтов. Признание и престиж социального
института. Социологический анализ основных типологий
социальных институтов. Основные институты: семья,
производство, государство, образование и сферы их влияния.
Значение институциональных признаков в функционировании
социальных институтов. Дифференциация и специализация
социальных институтов в современном российском обществе.
Предмет социологии организации, его структура и динамика.
Соотношение социологии организации, социологии управления,
социологии труда и др. “Модели” организации. Организация как
трудовой процесс. Механизмы, структура и функции организаций
как социальных групп. Существенные признаки организации.
Типология организаций. Отношения между организациями. Теории
социальных организаций в западной социологии: организация -
машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель
организации (М.Вебер); организация-община (Э.Мэйо) и др.
Исследование проблем социальных организаций в отечественной
социологии.
Тема 9. Социальный контроль
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального
контроля. Социальный контроль как механизм социальной
регуляции поведения людей. Элементы социального контроля:
нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология
социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции
социального контроля. Способы осуществления социального
контроля в обществе: социальный контроль через социализацию,
через групповое давление, через принуждение и др. Механизмы
социального контроля. Социальная и индивидуальная шкала
оценок. Социальные санкции. Правовое регулирование
социальной жизни. Отклоняющееся и преступное поведение.
Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических
типов (В.Шелдон, Ч.Ломброзо), психоаналитические теории,
социологические (или культурные) теории, понятие аномии у
Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона. Проблема роста
преступности и криминализации общества в современной России.
Проблема коррупции в российском обществе.
Тема 10. Социальные конфликты
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические
разработки проблемы социальных конфликтов К.Марксом и
Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа.
Функциональная теория конфликта Л.Козера. Элементы теории
социального конфликта. Функции социального конфликта.
Управление конфликтом и конфликтное управление как новые
парадигмы мышления и действия. Основные этапы возникновения
и развития социального конфликта. Возникновение и причины
конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта.
Факторы, влияющие на возникновение и длительность
социального конфликта. Последствия социального конфликта.
Возникновение новых социальных структур в период действия
конфликтов. Социология национальных конфликтов в Российской
Федерации. Национальные противоречия. Причины обострения и
основные направления решений национального и
территориального вопросов.
Тема 11. Методология и методы социологического исследования
Социологические исследование как средство познания
социальной реальности. Основные характеристики
социологического исследования, его структура, функции и
виды. Органические части социологического исследования:
методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие
методы в социологическом исследовании. Функции и его статус.
Классификация методов сбора первичной социологической
информации. Характеристика основных методов сбора
социологической информации. Количественные и качественные
методы сбора социологической информации. Выборочный метод.
Программа социологического исследования - основной
научно-методический документ. Структура программы
социологического исследования: теоретико-методологическая
часть и методико-процедурный раздел программы. Планирование
и проведение комплекса организационно-подготовительных
мероприятий исследования. Элементы программы социологических
процедур на всех этапах исследования. Измерения социальных
явлений. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка
первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и
обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и
рекомендаций. Подготовка отчета о результатах исследования и
прогнозирование.
Ш. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
Почему и когда возникает социология как специфичесая отрасль
научного знания?
Что такое социология и каковы ее функции?
В чем отличие социологии от других общественных наук?
Почему и когда возникает социология как самостоятельная
наука?
В чем заключается специфика определения объекта социологии,
исходя из многообразия теоретических парадигм?
Как определить предметную область социологии?
Понятие “социальное” и его роль в социологическом познании?
Почему социологию называют междисциплинарной наукой?
Какую роль в общественном развитии играет социология?
Тема 2. История становления и развития социологии
Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?
Важно:
Вы зашли на сайт НЕ отдельно взятого ВУЗа, ЭТО - КАТАЛОГ высших учебных заведений Москвы.
Мы НЕ устраиваем на работу, мы НЕ даем консультации, мы
НЕ договариваемся о встречах, мы НЕ
занимаемся ремонтом и обслуживанием инженерных систем зданий ВУЗов, мы
НЕ
оказываем помощь в поступлении в то или иное высшее учебное заведение и
НЕ проверяем дипломы.