На сайте представлены сведения о более чем 300 государственных и негосударственных вузах, имеющих лицензии на право образовательной деятельности в сфере высшего образования, учебных заведениях, специализирующихся на повышении квалификации и дополнительном образовании, а также об их филиалах, расположенных в Москве и Московской области.

Информация получена непосредственно от ВУЗов в 2013-2016 годах.


Информация о ВУЗе включает:

- полное наименование вуза и год его основания;

- фамилию, имя, отчество ректора, его ученая степень, звание;

- формы обучения (дневная, вечерняя, заочная и др.);

- категории выпускников: бакалавр, специалист, магистр и др.;

- продолжительность обучения;

- условия поступления и обучения (наличие госбюджетных мест, вступительные экзамены, конкурсы прошлых лет, отсрочка от армии и т.п.);

- перечни специальностей и направлений;

- адресную информацию со сведениями о проезде общественным транспортом и контактную, включающую в свой состав адреса вузовских сайтов в Интернет и адреса электронной почты.

Вузы Москвы

Рейтинги вузов

Программы обучения

Экзамены

ЕГЭ

Социология

Примерная программа дисциплины - Социология

1. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Примерная программа дисциплины “Социология” составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Программа предназначена для студентов, изучающих социологию в качестве обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплины.

Курс социологии ставит своей целью:


дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;


помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;


способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

2. Задачи курса предполагают изучение:

основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;


определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;


социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;


основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;


социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;


межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;


механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;


культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;


основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;


представлений о процессе и методах социологического исследования.

По курсу социологии предусмотрены лекции и семинарские занятия.

Курс рассчитан на 52 часа, из них 32 ч. лекций и 20 ч. семинарских занятий.

3. Место курса в системе социогуманитарного образования
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как: социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологии, социологии и социальной антропологии, и т.д.

Социология и история. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, исследует отечественную историографию, историю России как неотъемлемую часть всемирной истории, которая является фундаментальной базой истории социологии.

Социология и социальная философия. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество: исследование сущностного измерения общественной жизни через социальные факты, категории “социального”, “социальной науки”. Социальная философия послужила толчком к развитию социологии как науки, т.к. она отражала идеологию и интересы прогрессивных интеллектуальных сил общества, стремящихся к научному познанию мира и прогресса.

Социология и социальная психология. Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.

Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения, социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации и т.д.

Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры; уделяется внимание месту и роли России в мировой культуре и тенденциям культурной универсализации в современном мировом процессе и т.д.

Социология и социальная антропология. Социальная антропология - родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества; миры человека и константы его существования, парадигмы социоантропологического познания, социоантропологического исследования и др.

Социология теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.

П. Содержание курса
№№ Наименование тем Аудиторные занятия (час.)
1. Объект, предмет и метод социологии 2 -
2. История становления и развития социологии 2 2
3. Общество как социокультурная система
2
2

4. Культура как система ценностей и норм 2 2
5. Социализация личности 4 2
6. Социальная структура и стратификация 4 2
7. Социальные общности и социальные группы 4 2
8. Социальные институты и социальные организации 4 2
9. Социальный контроль 2 2
10. Социальные конфликты 2 2
11. Методология и методы социологического исследования 4 2

ВСЕГО: 52 час; лекции - 32 ч.; семинарские занятия - 20 ч.

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.).

Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория “социального” в предметной области социологии. Понятие социологической парадигмы и их многообразие. Основные методологические направления и школы в социологии.

Методы социологической науки.

Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.

Тема 2. История становления и развития социологии
Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х столетия. О.Конт - родоначальник социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о “порядке и прогрессе”. Специфика сравнительно-исторического метода у Конта.

Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Характеристика общественных организаций и социальных институтов.

Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории. Общественно-экономические формации. Классы и классовая борьба. О сущности государства и исторических путях его развития.

Социология Э.Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура социологического знания. Социальные факторы. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение “механической” и “органической” солидарности. Понятие аномии.

Социология М.Вебера. Концепция “социального действия”. Теория “рационализации”. Феномен бюрократии. Типы господства. Проблема легитимности власти.

Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция “общины” и “общества”. Теория циркуляции элит.

Социология в России: социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Классический период русской социологии (с 60-х гг. Х1Х в. до 1917 г.).

Эволюция философских основ русской социологии. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского. Социологические корни идеологии русского консерватизма К.Н.Леонтьева. “Юридическая школа” и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский). Социологические идеи теоретиков анархизма (Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин). Социал-органицизм А.И.Стронина, П.Ф.Лилиенфельда. Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий).Субъективная школа в русской социологии (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Карев, С.Н.Южаков). Генетическая социология М.М.Ковалевского. Марксистское направление в русской социологии. Эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин).

Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии ХХ столетия. Чикагская школа. Доктрина “человеческих отношений” Э.Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).

Современный этап развития социологии. Неомарксизм. Д.Белл и его концепция постиндустриального общества. Социология Н.Лумана. Социологическая концепция Э.Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. ХХ в. Структурно-функциональный анализ (Дж.Александер), феноменологическая социология, “структурная социология” (Э.Тирикьян), неоструктурализм и др.

Тема 3. Общество как социокультурная система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия “система” и “общество” и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм. Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.

Тема 4. Культура как система ценностей и норм
Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культурные парадигмы. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Функции культуры. Типы культур. Понятие культурного развития и культурной деградации. Социальная культура и культура социальной жизни. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультуры и контркультуры. Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших. Причины и особенности кризисного развития современной культуры.

Тема 5. Социализация личности
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы “социального поведения” (Ф.Бегесс, Д.Хаманс, П.Блау). Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиянина. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.

Тема 6. Социальная структура и стратификация
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Т.Маршалла, Э.Райта, Р.Дарендорфа и др. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия: “социальный класс”, “социальная группа”, “социальный слой” (страта), “социальный статус”. Многообразие моделей стратификации. Процедура формирования многомерных слоев. Индекс социальной позиции. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как особое направление стратификационных делений: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита. Проблема среднего и “предпринимательского” класса в современном российском обществе.

Тема 7. Социальные общности
Определение понятия “социальная группа”. Различные виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч.Кули), референтные группы (Г.Хаймена). Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном обществе.

Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность и поведение личности. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Определение понятия “этническая группа” (этнос). Теория этногенеза Л.Гумилева. Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Шкала социальной дистанции Э.Богардиса. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Причины обострения межнациональных отношений.

Тема 8. Социальные институты и социальные организации
Понятие “социальный институт”. Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Г.Зиммель, Ф.Теннис, М.Вебер, А.Миллер, Г.Веблен, Г.Парсонс) и др. Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов. Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и сферы их влияния. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе.

Предмет социологии организации, его структура и динамика. Соотношение социологии организации, социологии управления, социологии труда и др. “Модели” организации. Организация как трудовой процесс. Механизмы, структура и функции организаций как социальных групп. Существенные признаки организации. Типология организаций. Отношения между организациями. Теории социальных организаций в западной социологии: организация - машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель организации (М.Вебер); организация-община (Э.Мэйо) и др. Исследование проблем социальных организаций в отечественной социологии.

Тема 9. Социальный контроль
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др. Механизмы социального контроля. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В.Шелдон, Ч.Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории, понятие аномии у Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Проблема коррупции в российском обществе.

Тема 10. Социальные конфликты
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Элементы теории социального конфликта. Функции социального конфликта. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Социология национальных конфликтов в Российской Федерации. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.

Тема 11. Методология и методы социологического исследования
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие методы в социологическом исследовании. Функции и его статус. Классификация методов сбора первичной социологической информации. Характеристика основных методов сбора социологической информации. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Программа социологического исследования - основной научно-методический документ. Структура программы социологического исследования: теоретико-методологическая часть и методико-процедурный раздел программы. Планирование и проведение комплекса организационно-подготовительных мероприятий исследования. Элементы программы социологических процедур на всех этапах исследования. Измерения социальных явлений. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование.

Ш. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
Почему и когда возникает социология как специфичесая отрасль научного знания?

Что такое социология и каковы ее функции?

В чем отличие социологии от других общественных наук?

Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука?

В чем заключается специфика определения объекта социологии, исходя из многообразия теоретических парадигм?

Как определить предметную область социологии?

Понятие “социальное” и его роль в социологическом познании?

Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

Какую роль в общественном развитии играет социология?

Тема 2. История становления и развития социологии
Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?

Каковы социологические воззрения Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера?

В чем основные принципы позитивизма и неопозитивизма?

В чем особенности русской социологической мысли?

Какие исторические условия и теоретические предпосылки способствовали развитию русской социологической науки?

Какие Вы можете назвать основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке?

Какие течения, школы и направления существуют в современной западной социологии?

Тема 3. Общество как социокультурная система
Как соотносятся между собой понятия “общество” и “социальная система”?

Каково соотношение понятий “культура”, “цивилизация” и “общество”?

Почему П.А.Сорокин в работе “Социокультурная динамика” говорит о кризисе культуры западной цивилизации?

В каком смысле общество можно рассматривать как социокультурную систему?

Тема 4. Культура как система ценностей и норм
Как определяет понятие “культура” Т.Парсонс?

Каковы культурные парадигмы?

В чем единство и многообразие культур?

Каковы типы культур?

Что из себя представляет понятие “культура образа жизни”?

В чем функции культуры?

Как дать определение: массовая культура, субкультура и контркультура?

Что такое социокультурные ценности?

В чем заключается кризис современной культуры?

Тема 5. Социализация личности
Каково соотношение понятий “человек”, “индивид”, “личность” и “индивидуальность”?

В чем состоит механизм социализации личности?

Что такое социальный статус личности?

Что означает понятие “девиация”?

Что такое социальная роль личности?

Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в обществе?

В чем состоит сущность теории аномии Э.Дюркгейма?

Какие основные типы отклоняющегося поведения в концепции Т.Мертона?

Тема 6. Социальная структура и стратификация
Какие концепции и направления социальной стратификации Вы знаете?

Как определял понятие “социальная стратификация” П.Д.Сорокин?

Каковы формы социальной стратификации?

Влияет ли на процесс стратификации социально-экономический статус?

Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности?

Тема 7. Социальные общности и социальные группы
Как дать определение понятия “социальная группа”?

Какие факторы влияют на формирование социальной группы?

Какие существуют типы социальных групп?

Что такое большие и малые группы?

Каково понятие “социальной общности”?

Какие характерные черты социальной общности?

Виды социальных общностей?

Какие проблемы изучает этносоциология?

Какая совокупность людей называется этносом?

В чем сущность теории этногенеза Л.Н.Гумилева?

Какие типы этносов?

Каковы современные тенденции в развитии нации?

В чем причины межнациональных конфликтов?

Какие методы используются для прогнозирования межнациональных конликтов?

Тема 8. Социальные институты и социальные организации
Как соотносятся между собой понятия “общество”, “социальная система” и “социальная структура”?

Какие важнейшие социальные институты общества Вы знаете?

Что входит в понятие “социальный институт” и какового его соотношение в понятием “социальная система”?

Какие виды социальных институтов Вы знаете?

Какие функции в обществе выполняет социальная организация?

Какие типы социальной организации существуют в обществе?

Тема 9. Социальный контроль
Как соотносятся между собой понятия “социальная норма”, “социальный порядок”, “социальный контроль”?

Каковы функции социального контроля?

Через какие способы осуществляется контроль?

Каковы элементы и механизмы социального контроля?

Что такое социальные санкции?

Что из себя представляет понятие отклоняющееся (девиантное) поведение?

Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?

Как дают определение понятию аномия Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон?

Тема 10. Социальные конфликты
В чем состоит смысл социальных связей и каково их внутреннее строение?

Каковы основные элементы социальных связей?

Как Вы определите понятие “социальный конфликт”?

Как определял понятие “консенсус” М.Вебер?

Как достичь социального консенсуса в обществе?

Тема 11. Методология и методы социологического исследования
Что представляет собой программа социологического исследования?

Из каких элементов состоит программа исследования?

Что такое объект и предмет исследования?

Что такое цель исследования?

Какие виды задач Вы знаете?

Для чего необходим процедурный раздел программ?

В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов?

Что такое репрезентативность выборки?

Как сформулировать гипотезы?

Какие методы сбора социологической информации Вы знаете?

В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?

Как применяется метод наблюдения и каковы его основные разновидности?

Какие виды опроса используются в проведении социологических исследований и каковы их особенности?

Что представляется собой метод социометрии?

Где и когда используется метод социального эксперимента?

Какие методы применяются для анализа данных?

Как пишется отчет о проведении социологического исследования?


 
По вопросам изменения, дополнения информации о ВУЗе - пишите на контактный адрес электронной почты):

  • instetut@mail.ru

  • Важно:
    Вы зашли на сайт НЕ отдельно взятого ВУЗа, ЭТО - КАТАЛОГ высших учебных заведений Москвы. Мы НЕ устраиваем на работу, мы НЕ даем консультации, мы НЕ договариваемся о встречах, мы НЕ занимаемся ремонтом и обслуживанием инженерных систем зданий ВУЗов, мы НЕ оказываем помощь в поступлении в то или иное высшее учебное заведение и НЕ проверяем дипломы.
  • Рефераты

  • (качественные, оригинальные рефераты на различные темы)

  • Дипломные работы

  • (дипломные работы по различным специальностям)

  • Курсовые работы

  • (курсовые работы по разным предметам вузовской программы)

  • Дипломы, курсовые, рефераты

  • (лучшие работы на образовательном портале для студентов)

  • Сочинения, рефераты и доклады по литературе

  • (школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку)

  • Рефераты - самая полная коллекция

  • (коллекция информативных, содержательных и объективно передающих информацию рефератов)
  • Рейтинг университетов
  • Рейтинг технических и технологических вузов
  • Рейтинг педагогических и лингвистических вузов
  • Рейтинг экономических вузов
  • Рейтинг сельскохозяйственных вузов
  • Рейтинг медицинских вузов
  • Рейтинг вузов физической культуры
  • Рейтинг вузов государственной службы
  • Рейтинг вузов права
  • Рейтинг вузов сервиса
  • Рейтинг архитектурных и художественных вузов
  • Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов (студентов < 700)
  • Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов (студентов > 700)
  • Рейтинг вузов Москвы (по версии Всеведа)
  • Рейтинг вузов Москвы (сайт 5баллов)
  • кондитерская Славишна
    изысканные торты, десерты и пирожные
    (авторский торт - символ настоящего студенческого праздника)
  • Биология
  • Экология
  • Экономика
  • Иностранный язык
  • Обучение иностранным языкам
  • Отечественная история
  • Информатика 1
  • Информатика 2
  • Математика 1
  • Математика 2
  • Математика 3
  • Концепции современного естествознания 1
  • Концепции современного естествознания 2
  • Философия
  • Физика 1
  • Физика 2
  • Физика 3
  • Физическая культура
  • Политология
  • Психология и педагогика
  • Социология
  • Биология
  • География
  • Иностранный язык
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Информатика
  • История
  • Математика
  • Немецкий язык
  • Обществоведение
  • Рисунок
  • Русский язык
  • Физика
  • Французский язык
  • Химия
  • Биология
  • География
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Вузы Москвы | Российские образовательные Интернет ресурсы | Положение о проведении единого государственного экзамена | Порядок приёма в высшие учебные заведения РФ | Карта сайта | Рейтинги вузов | Программы обучения | Экзамены | Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)