На сайте представлены сведения о более чем 300 государственных и негосударственных вузах, имеющих лицензии на право образовательной деятельности в сфере высшего образования, учебных заведениях, специализирующихся на повышении квалификации и дополнительном образовании, а также об их филиалах, расположенных в Москве и Московской области.

Информация получена непосредственно от ВУЗов в 2013-2016 годах.


Информация о ВУЗе включает:

- полное наименование вуза и год его основания;

- фамилию, имя, отчество ректора, его ученая степень, звание;

- формы обучения (дневная, вечерняя, заочная и др.);

- категории выпускников: бакалавр, специалист, магистр и др.;

- продолжительность обучения;

- условия поступления и обучения (наличие госбюджетных мест, вступительные экзамены, конкурсы прошлых лет, отсрочка от армии и т.п.);

- перечни специальностей и направлений;

- адресную информацию со сведениями о проезде общественным транспортом и контактную, включающую в свой состав адреса вузовских сайтов в Интернет и адреса электронной почты.

Вузы Москвы

Рейтинги вузов

Программы обучения

Экзамены

ЕГЭ

Концепции современного естествознания

Примерная программа дисциплины - Концепции современного естествознания

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с “Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины”* в Государственных образовательных стандартах второго поколения”, утвержденными Минобразования России 21.02.2000 г. На изучение дисциплины отводится от 100 до 300 часов трудоемкости в течение одного или двух семестров.

Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) является обязательным компонентом в подготовке бакалавров и специалистов по гуманитарным направлениям. Это принципиально новая общеобразовательная дисциплина из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Основное назначение КСЕ – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию естественнонаучного образования.… Исходя из этого, в содержании данной дисциплины нежелателен крен в сторону исторических и философско-методологических аспектов естественнонаучного знания. Вместе с тем значимость этих вопросов может быть отражена в некоторых дисциплинах по выбору, которые входят в национально-региональный (вузовский) компонент цикла (его объем 150 часов), предусмотренный Требованиями.

Общий замысел программы состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение не только технических и технологических приложений естественных наук, но, прежде всего, представлений о классической и неклассической стратегиях мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания.

Данная программа составлена с трансдисциплинарных позиций, позволяющих установить единство естественных наук в целях построения концептуального каркаса целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). Структура программы подчинена изложению некоторых ведущих трансдисциплинарных естественнонаучных идей, в которых отражается квинтэссенция современных представлений о природе, не зависящих от области научной специализации естествоиспытателя. Различия между предметами и методами исследования физики, химии и биологии, приводящие к дисциплинарной интерпретации общих естественнонаучных концепций, учитываются в их изложении.

Концепция формирования содержания данной программы дисциплины КСЕ сводится к следующему:


Естествознание рассматривается как самостоятельная наука со своим предметом и методами исследования.


В естествознании существуют сквозные специфически- естественнонаучные идеи и принципы, отличные от общеметодологических и частнодисциплинарных.


Естествознание является одним из центров роста и объединения мировой культуры.

Основной массив содержания программы подразделяется на классическую и неклассическую версии естественнонаучной картины мира. В каждую из них включены ведущие частнодисциплинарные концептуальные представления отдельных естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой иерархией уровней фундаментальности данных наук (физика – химия – биология). При этом по возможности прослеживается генезис данных концепций, т.е. обращается внимание на их происхождение из одной или нескольких исходных трансдисциплинарных идей. Наиболее разработанной в этом плане является физика, поэтому соответствующий материал представлен достаточно детально. В силу незавершенности в настоящее время построения теоретической биологии и ее трансдисциплинарного анализа, в данной программе биологические концепции рассматриваются менее подробно.

Определенным препятствием к реализации трансдисциплинарного подхода к построению данной программы является концептуальная и терминологическая несогласованность между естественными науками. Вместе с тем, не ставя целью систематически излагать содержание естественнонаучных представлений и теорий, его можно преодолеть, если целый ряд вопросов химии и биологии, имеющих бесспорную самостоятельную значимость в этих науках, рассматривать в качестве примеров, иллюстрирующих междисциплинарные отношения между естественными науками. На этом основании особое внимание в содержании программы уделено тем проблемам, в интерпретации которых явно прослеживается влияние фундаментальных концепций физики, сформулированных в настоящее время наиболее определенно. По усмотрению лектора перечень подобных проблем может быть дополнен.

В отдельный раздел выделено эволюционное естествознание, в котором заметно снижен уровень концептуальности изложения, что вызвано целым рядом причин. Прежде всего, к ним относится отсутствие сегодня общепризнанной универсальной теории эволюции и трудности в последовательном сопряжении моделей эволюции отдельных природных объектов с фундаментальными представлениями теории открытых систем и диссипативных структур. Все они находятся в стадии бурного роста и разрешение подобных проблем, а тем более их включение в образование станет возможно после оформления синергетики в самостоятельную науку. На этом основании применительно к эволюционному разделу принят описательно-объектный стиль изложения.

К необходимым элементам курса КСЕ помимо изучения теоретического материала при любой форме получения образования (очной, дистантной и т.д.) относятся семинарские занятия. Их целью является не только активизация материала, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. Тематику семинарских занятий не следует сводить к повторению названий разделов и пунктов программы. Она также может учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов, поэтому целесообразно, чтобы ее формировал лектор с учетом всех конкретных обстоятельств.

Полнота естественнонаучного цикла в соответствии с Требованиями обеспечивается введением дисциплин по выбору студента. В качестве примерного перечня элективных курсов, дополняющих основную дисциплину КСЕ, рекомендуются следующие:


Природа и человек. Природа человека.


Информационный подход к описанию сложных природных систем.


Языки общения с природой.


История естествознания.


Очерки естественнонаучных исследований, удостоенных Нобелевской премии.


Фундаментальные идеи современной физики.


Достижения современной химии.


Биология сегодня: успехи и поиски.


Естествознание и экология.


Вклад естествознания в развитие цивилизации


Естествознание как феномен мировой культуры

Цели изучения дисциплины

- понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления,

- формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

- понимание сущности трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания

- формирование представлений о естественнонаучной картине мира (ЕНКМ) как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира;

- осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания;



Содержание программы

Введение. Цивилизационная значимость естественнонаучной культуры

Естественнонаучная культура как воплощение целостной системы представлений о мире, характеризующей уровень развития общества. Вклад естественнонаучной культуры в создание искусственной среды обитания человека (технические и технологические приложения естественнонаучного знания). Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Идейный вклад естествознания в развитие культуры мышления человечества. Естествознание как феномен общечеловеческой культуры

Раздел I. ПРИРОДА И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Человек и Природа

1.1. Мир природы как естественное окружение человека

Природа и человеческое общество как элементы реальности. Эмпирический уровень рассмотрения проблемы. Основные характеристики и закономерности окружающего мира: единство и многообразие природных объектов и явлений; индивидуальность и тождественность явлений; взаимосвязанность всего в природе; развитие во времени и в сложности; сочетание внутренней организованности и хаотичности окружающего мира. Человек как природный объект. Фактор активной деятельности человека и его влияние на Природу.

Человек как исследователь окружающего мира. Двуединство проблемы построения научной картины мира: человек познает природу, будучи ее неотъемлемой частью; природа в образе человека познает самое себя. Зависимость результатов познания от особенностей мышления.

1.2. Отражение действительности в науке

Наука и искусство. Специфика рационального познания, теоремы Геделя. Гуманитарные науки (человек на фоне природы) и естественнонаучное знание (природа на фоне человека). Интуиция в науке Художественные образы и научные понятия.

Научная картина мира - НКМ - как научный образ действительности. Общие представления о глобальной НКМ - гуманитарный и естественнонаучный срезы НКМ как проекции единой общечеловеческой культуры.

Межполушарная асимметрия человеческого мозга. Рациональное и образное мышление. Восприятие детального и глобального планов действительности. Алфавитная и иероглифическая письменности как прообразы способов кодирования информации в науке и искусстве. Проблема целостности мышления.

1.3. Классическая стратегия естественнонаучного мышления

Исторические корни классической стратегии естественнонаучного мышления (примитивные астрономические наблюдения). Демокрит, Коперник, Бэкон, Декарт, Ньютон и Максвелл как родоначальники классического мышления в естествознании. Суть классической стратегии естественнонаучного мышления: исследователь как сторонний наблюдатель, не признающий случайных событий. Принцип скрытых параметров объекта. Однозначный детерминизм и классическая логика. Точная предопределенность прогноза. Принципиальная контролируемость и устранимость воздействий. Наглядность и онтологизация как характерные черты классических представлений в естествознании. Характеристики системы как предмет классического исследования.

Классическая ментальность вне естествознания

1.4. Неклассическая стратегия естественнонаучного мышления

Исторические корни неклассической стратегии естественнонаучного мышления (примитивная деятельность по поддержанию жизни и становление абстрактного мышления). Эпикур, Больцман, Планк, Бор, Гейзенберг как родоначальники неклассического мышления в естествознании. Суть неклассической стратегии естественнонаучного мышления: исследователь как взаимодействующий испытатель природы (участник), стохастический характер явлений природы. Вероятностный характер прогноза. Неклассическая логика и дополнительность. Принципиальная неконтролируемость и неустранимость воздействий; ограничения на минимальные воздействия. Принцип неопределенности. Потеря наглядности в неклассических представлениях. Состояние системы как предмет неклассического исследования.

Неклассическая ментальность вне естествознания

Проблема целостности и гармоничности мышления в аспекте естественнонаучного познания.

2. Трансдисциплинарные идеи в естествознании

2.1. Естествознание как трансдисциплинарная область научного знания.

Междисциплинарные и трансдисциплинарные отношения в области естественных наук. Инвариантность трансдисциплинарных идей по отношению к стратегиям мышления. Универсальность трансдисциплинарных идей в естествознании. Соотношение трансдисциплинарных идей и частнодисциплинарных концепций в естествознании. Зависимость концептуального уровня описания природы от стратегий естественнонаучного мышления.

2.2. Трансдисциплинарная идея модельности описания и иерархичности моделей Природы

Отличие художественных образов от научных моделей. Проблема онтологизации модельных представлений. Типология моделей в науке - материальные, абстрактные (теоретические конструкции, математические уравнения). Картина мира как модель. Адекватность Характеристики модели как средство описания реакций объекта на воздействия окружения. Необходимое количество параметров модели и разнообразие воздействия окружения.

2.3. Трансдисциплинарная идея единства объекта и его окружения

. Взаимоотношения объекта с окружающей средой - условие получения информации об объекте. Контекстуальный фактор в свойствах объекта. Условность выбора исследуемой системы. Понятие изолированного объекта и расширенной системы. Возможность обратных связей в системе “объект - окружение”. Принцип коэволюции объекта и окружения - существование согласованных механизмов динамики в системе “объект - окружение”.

2.4. Трансдисциплинарная идея целостности Природы

Целостность как фактор качественной определенности объекта. Невозможность сведения сущности объекта к совокупности отдельных самостоятельных элементов. Внутренняя структура объекта и устойчивость как проявления сложности.

Целостность живой природы и биосферы. Экосистемы. Проблемы экологии как результат нарушения целостности природы.

2.5. Трансдисциплинарная идея пространственно-временных отношений в Природе

Движение как перемещение в пространстве и как изменение. Отношения "раньше-позже" и "прошлое-будущее". Представления Аристотеля о двух типах движения и их отражение в современном естествознании. Внешнее и внутреннее время системы. Приборы для измерения времени. Системы летосчисления. Модели времени в естествознании. Длительность и возраст; динамика и эволюция. Движение как взаимосвязь пространственных и временных отношений. Расписание и хронология. Обратимые и необратимые процессы в неживой природе. Рождение, функционирование и гибель живых объектов.

2.6. Трансдисциплинарная идея экспериментальной достоверности

Взаимосвязь теории и эксперимента. Наблюдение, измерение и лабораторный эксперимент в естествознании. Реальные и мысленные эксперименты. Прямые и косвенные измерения. Смысл измерения и выбор эталона. Многократные измерения, понятие ансамбля. Единицы измерения и системы единиц. Основные и производные единицы измерения. Измерения длительности и перемещения как основа показаний приборов. Приборы с цифровой индикацией. Погрешности реальных измерений. Средние значения и отклонения от них.

Эксперимент как средство оценки качества теоретического знания. Соотношение наблюдаемого и действительного. Вклад Н. Коперника в формирование естественнонаучного взгляда на эксперимент. Проблема интерпретации эксперимента .

3. Панорама современной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ)

3.1. Общие представления о ЕНКМ

ЕНКМ как естественнонаучный образ природы. Поиск объяснения событий и процессов в Природе. Причина как необходимость и как тенденция. Предписывающие и прогнозирующие теории.

Альтернатива и дополнительность как два типа отношений между противоположными характеристиками системы. Независимость альтернативных понятий и корреляция дополнительных характеристик объекта. Флуктуации и соотношения неопределенности.

Объективность научного знания как условие его адекватности объекту. Воспроизводимость теоретических и экспериментальных научных результатов.

3.2. Ретроспективный взгляд на ЕНКМ

Возникновение естественнонаучного метода (Фалес, Платон). Экспериментальные основания естествознания. Естествознание в эпоху Возрождения.

Две традиции описания материи. Первые атомисты (Левкипп и Демокрит). Механистическая картина мира и ее ограниченность. Идея непрерывности материи (Анаксагор, Аристотель, Декарт). Электродинамическая картина мира и ее ограниченность. Интегрирующая роль релятивистских представлений (Пуанкаре, Эйнштейн) в становлении целостной классической картины неживой природы. Интегрирующая роль классической термодинамики.

Фундаментальные парадигмы естествознания. От Парменида до Ньютона: развитие идеи поиска универсальных принципов, синтеза универсальных устойчивых категорий. Парадигма Ньютона как генеральная линия классического и неклассического естествознания. От Гераклита до Дарвина: развитие идеи изменчивости и необратимости, поиска противоречивых динамических начал. Парадигма Дарвина как генеральная линия эволюционного естествознания.

3.3. Панорама современного естествознания.

Современные представления о естественнонаучной реальности (Эйнштейн, Планк, Бор).

Различие между большим и малым в Природе. Неклассическая природа явлений в микромире. Постоянная Планка. Неклассическая природа тепловых явлений. Постоянная Больцмана. Связующая роль флуктуационных представлений в становлении целостной неклассической картины неживой природы . Роль статистической термодинамики.

Современные представления о живом. Становление эволюционных представлений. Универсальный эволюционизм и принципиальные изменения во взглядах на Природу. Идеи Пригожина и Моисеева.

Структурные уровни организации материи - элементарные частицы, атом, молекула, кристалл, макромир, мегамир; структурные уровни живой природы - клетки, ткани, органы, организмы, популяции, биосфера. Особенности классической и неклассической версий современной естественнонаучной картины мира



Раздел II. Образ природы в классическом естествознании

(Фундаментальные концепции классической версии естественнонаучной картины мира)

1. Очерк становления классических фундаментальных концепций современного естествознания

1.1. История классического естествознания в лицах.

Натурфилософы античности: Аристотель и Птолемей. Корифеи эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс, Р. Бойль, У. Гарвей, Р. Гук, А. Левенгук. Естествоиспытатели Нового времени: М. Ломоносов, Д. Бернулли, Б. Франклин, А. Лавуазье, К. Бертолле, К. Линней, Ж. Ламарк, Т. Юнг, О. Френель, С. Карно, М. Фарадей. Основоположники классического естествознания: Д. Джоуль, Р. Клаузиус, Дж. Максвелл, Л. Больцман, Г. Герц, Дж. Дальтон, И. Берцеллиус, Д. Менделеев, А. Бутлеров, Т. Шванн, М. Шлейден, Ч. Дарвин, Х. Лоренц, А. Эйнштейн, Э. Нетер.

1.2. Генезис классических естественнонаучных концепций

Соотношение трансдисциплинарных идей и классических концепций естествознания. Фундаментальные концепции. Дисциплинарная интерпретация классических концепций. Фундаментальные и частные законы в естественных науках.

2. Концепция моделирования объектов

2.1. Фундаментальные классические модели физики.

Корпускула (частица и фотон) и континуум (сплошная среда и электромагнитное поле). Универсальность данных моделей и преимущественные области применения.

Универсальные характеристики модели корпускулы. Масса как мера инертности и гравитации. Принцип эквивалентности. Инвариантность и сохранение массы. Скорость, импульс и кинетическая энергия для медленных движений. Релятивистский импульс и полная релятивистская энергия. Энергия покоя. Единая величина “энергия - импульс”. Электрический заряд и электрический ток.

Универсальные характеристики модели континуума: локальные (плотности массы, заряда, импульса, энергии; векторы электрического и магнитного полей, и т.п.) и интегральные характеристики (поток и циркуляция). Волны как специфический тип движения континуума. Бегущие и стоячие волны. Звук и свет.

Модель изолированного объекта и принцип сохранения физических величин. Принцип инерции Фундаментальные законы сохранения и их связь со свойствами пространства и времени.

2.2 Моделирование объектов в химии

Особенности химии как науки и ее технологичность. Соотношение теоретической химии и физики. Модели химии как модели вещества (химические элементы и соединения). Молекула как фундаментальная модель химии. Типология моделей молекул- стехиометрические и структурные (геометрические) модели. Дальтониды как классическая модель реального вещества. Классические модели химических процессов - уравнения реакций.

2.3. Моделирование объектов в биологии

Предмет биологии как науки и ее особенности. Место биологии в современном естествознании. Натуралистское направление в биологии и представления о ведущих таксономических единицах как эмпирический уровень описания живой природы. Общая характеристика систематики моделей в биологии. Клетка как фундаментальная модель живой материи на микроуровне. Прокариоты и эукариоты.

3. Концепция контролируемого воздействия

3.1. Воздействие и взаимодействие в физике.

Различие между воздействием и взаимодействием. Изменение характеристик объекта как результат воздействия или взаимодействия. Взаимодействие при контакте и на расстоянии. Механизм передачи взаимодействий. Принцип близкодействия: переносчики взаимодействия, время запаздывания. Приближение дальнодействия. Характеристики контролируемого воздействия на частицу (сила и потенциальная энергия).

Модель несвободной частицы и законы динамики. Сохранение механической энергии.

Полная энергия в модели системы взаимодействующих частиц. Качественные особенности поведения энергии взаимодействия атомов в молекуле. Диссоциация молекул. Модель невзаимодействующих индивидуальных квазичастиц. Гармонические моды в модели континуума как коллективные квазичастицы

3.2. Контролируемые воздействие и взаимодействие в химии

Представления о валентности как отражение способности отдельных атомов к взаимодействию. Постоянство валентности по отношению к определенным атомам и группам атомов. Энергетическая неэквивалентность химических связей .

Контролируемые условия химических реакций: зависимость скорости реакций от температуры (Аррениус); смещение химического равновесия под влиянием температуры, давления (Ле-Шателье); воздействие магнитного поля .

3.3. Контролируемые воздействие и взаимодействие в биологии

Обмен веществ и энергии как модель классической динамики живых объектов. Представления о межклеточных и внутриклеточных связях. Нейроны и гормоны как каналы передачи информации. Мессенджеры - переносчики информации.

Искусственный отбор как аппарат контролируемого воздействия в биологии.

4. Концепция целостности объекта

4.1.Представления о составе и структуре сложного объекта в физике

Модели системы частиц и нормальных мод. Вещество как система частиц. Типы движения в системе взаимодействующих частиц (поступательное, вращательное, внутреннее). Электромагнитное излучение как совокупность нормальных мод.

4.2. Представления целостности объектов о в химии.

Атом и молекула как целостные объекты. Единство реагентов и продуктов реакции

4.3.Представления о целостности объектов в биологии.

Представления о структурных уровнях в биологии . Многоклеточные организмы. Биоценоз . Сообщества живых организмов и их иерархия. Понятия популяции, биоценоза и экологической ниши. Динамика популяций и трофические цепи живых организмов; механизмы гомеостаза экосистем.

5. Концепция точного измерения

Прибор как идеальный канал связи между исследователем и объектом. Однозначная воспроизводимость результатов эксперимента. Принцип совместимости результатов одновременных измерений нескольких физических величин. Независимость (перестановочность) и аддитивность измеряемых характеристик. Влияние прибора на процесс реальных измерений. Проблема точности реальных измерений и статистической обработки экспериментальных результатов

6. Концепция единства пространственно-временных отношений в природе

6.1. Фундаментальные физические представления о пространстве и времени. Временные отношения в природе. Событие и процесс. Часы как прибор.

Масштабы времени. Однородность времени. Пространственные отношения в природе. Трехмерность пространства. Линейка как прибор. Масштабы пространства. Однородность и изотропность пространства.

Промежуток времени между одноместными событиями. Протяженность неподвижного объекта. Одновременность удаленных событий и синхронизация часов. Протяженность движущегося объекта. Мир событий при малых и больших скоростях. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. Принцип постоянства скорости света. Симметрия пространства и времени. Относительность и инвариантность физических величин.

6.2. Время в биологии

Цикличность процессов в живом организме. Биологические часы. Необратимость времени для живых систем. Жизненный цикл организма: зарождение, формирование, развитие, самовоспроизведение и гибель. Различные интерпретации проблемы старения и смерти организма. Биология клеточной смерти . Роль конечности времени жизни организмов.



Раздел III.

Образ природы в неклассическом естествознании

(Фундаментальные концепции неклассической версии естественнонаучной картины мира)

1. Очерк становления неклассических фундаментальных концепций современного естествознания

1.1. История неклассического естествознания в лицах.

Натурфилософы античности: Эпикур. Корифеи эпохи Возрождения: Г. Лейбниц, Б. Паскаль. Естествоиспытатели Нового времени: К. Гаусс, А. Пуанкаре, Л. Больцман. Основоположники неклассического естествознания: Г. Дриш, Г. Мендель, Л. Пастер, А. Вейсман, Э. Геккель, Ч. Дарвин, М. Планк, А. Эйнштейн, Дж. Гиббс, Н. Бор, Л. де-Бройль, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, М. Борн, П.-А. Дирак, В. Паули, А. Фридман, Г. Гамов, Г. де Фриз, Ф. Крик, Дж. Уотсон, С. Четвериков.

1.2. Генезис неклассических концепций естествознания

Соотношение трансдисциплинарных идей и неклассических концепций естествознания. Особенности описания Природы в рамках неклассической версии ЕНКМ.

2. Концепция моделирования состояний объекта

2.1. Физические модели окружения объекта.

Роль внешнего окружения. Представления о состоянии. Фундаментальные модели состояния (микросостояние и макросостояние) и их характеристики (функции распределения и квантовые числа). Принцип первичности вероятностного описания.

Различные типы микросостояний (бегущая, стоячая и экспоненциальная волна). Принцип суперпозиции состояний. Стационарные и нестационарные состояния. Описание динамики состояний. Переходы между микросостояниями. Модели состояний атома и ЭМИ. Спиновые состояния частиц и поляризация ЭМИ.

Различные типы макросостояний: тепловое равновесие и приближение к нему (релаксация). Характеристики макросостояний (средние значения энергии, импульса, числа частиц, температура, давление, энтропия) и особенность их поведения в тепловом равновесии.

Два способа описания природы на макроуровне. Взаимосвязь микро- и макроописаний.

2.2. Моделирование окружения объекта в химии

Бертоллиды как неклассическая модель реального вещества. Условия химических реакций.

2.3. Моделирование окружения объекта в биологии

Ареал. Закон Харди-Вайнберга для популяционного равновесия. Стохастическая модель морфогенеза как отражение выбора определенного набора внешних условий.



3. Концепция неконтролируемого воздействия и флуктуаций.

3.1. Ограничения на минимальные воздействия и флуктуации в физике

"Чувствительность" состояний к внешним воздействиям. Два типа воздействия окружения: квантовое и тепловое. Новые фундаментальные характеристики: действие и энтропия. Представление об информации. Броуновское движение как модель квантовых дрожаний и хаотичности теплового движения.

Неустранимость воздействий как ограничение на величину минимальных воздействий. Постоянные Планка и Больцмана. Критерии большого и малого в описании объектов.

Неконтролируемость воздействий и флуктуации характеристик объектов. Независимость и корреляция характеристик объектов. Соотношения неопределенностей для квантовых и тепловых воздействий. Универсальные соотношения неопределенностей.

3.2. Неконтролируемые воздействия в химии.

Катализ как неконтролируемое воздействие окружения. Значение катализа в процессах химического синтеза. Автокатализ.

3.3. Неконтролируемые воздействия в биологии

Проявления неклассичности в живой природе: продолжительность жизни человека, вирусы, эпидемии, время жизни клетки, колебания физиологических показателей здоровья; мутации на клеточном и генетическом уровнях; законы наследственности по Менделю.

4. Концепция целостности состояния

4.1. Целостность микро- и макросостояний.

Часть и целое в микромире. Реализация идеи сложности. Бозоны и фермионы. Обменное взаимодействие. Эксперименты Эйнштейна-Подольского-Розена. Давление и температура как характеристики целостности макросостояния.

4.2. Представления о целостности состояния в биологии

Целостность организмов. Биохимическое единство живой природы. Проблема синхронизации биологических часов на клеточном уровне.

Целостность биосферы и экологические катастрофы.

5. В концепция измерения неклассическом естествознании.

Прибор как неидеальный канал связи между исследователем и объектом. Неоднозначная воспроизводимость результатов эксперимента. Принцип несовместимости результатов одновременных измерений нескольких величин. Неустранимое влияние прибора на процесс измерений. Проблема вычисления средних значений.



Раздел IV. Эволюционные представления

В естественнонаучной картине мира

1. Концепция самоорганизации сложных природных систем.

1.1. Стрелы времени.

Необратимость в природе. Сильно неравновесные открытые системы и большие флуктуации. Бифуркации. Иерархическая фрактальная структура стрел времени (эволюционное дерево) для основных природных объектов. Иерархия пространственных масштабов и времен жизни. Фликкер-шум как индикатор стрелы времени. Роль внешних и внутренних факторов. Роль нарушений симметрии. Эволюция Природы как целостный процесс

1.2. Универсальные модели эволюции

Медленная (адаптационная) и быстрая (катастрофическая) модели эволюции. Онтогенез и филогенез основных природных объектов. Обобщение триады "изменчивость, наследственность, отбор". Критерии устойчивости и оптимальности структур, возникающих в результате конкуренции. Представление об антиэнтропийных механизмах эволюции.

2. Эволюция на космологическом уровне

2.1. Космологическая стрела времени.

Роль фундаментальных взаимодействий в процессе эволюции. “Горячее” рождение Вселенной; сценарии хаотической инфляции и Большого Взрыва. Нестационарность однородной Вселенной ( закон Хаббла). Энтропия неравновесной Вселенной; адиабатическое расширение и остывание “горячей” Вселенной. Эволюция ранней Вселенной (первые три минуты). Каскад фазовых переходов и расщепление единого фундаментального взаимодействия. Возникновение топологии пространства – времени, фундаментальных частиц, кварк-лептонной плазмы и адронов. Барион - антибарионная асимметрия. Первичный синтез легких ядер.

2.2. Галактическая стрела времени.

Возникновение и эволюция “прозрачной” Вселенной; отделение безмассового излучения от массивного вещества. Рекомбинация электронов и ядер водорода и гелия. Реликтовое излучение и его роль как термостата Вселенной. Гравитационная неустойчивость и фрагментация вещества; критические масса и радиус. Роль первичных возмущений в формировании крупномасштабной структуры Вселенной. Сверхскопления и скопления галактик; звездная и газо-пылевая компоненты галактик.

2.3. Звездная стрела времени.

Образование звезд и межзвездной среды в галактиках. Классификация звезд и их эволюция, поколения звезд. Источники энергии звезд и вторичный нуклеосинтез в них. Происхождение ядер тяжелых химических элементов посредством взрывов “сверхновых”. Рекомбинация ядер с электронами в атомы и образование молекул (в том числе биомолекул) в межзвездной среде.

2.4. Гелиологическая (космогоническая) стрела времени.

Формирование Солнечной системы из протосолнечной туманности. Элементы сравнительной планетологии. Две группы планет; Земля и планеты земной группы. Солнечно – земные связи и усложнение структуры биосферы.

3. Эволюция на геологическом уровне

3.1. Геологическая стрела времени.

Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция. Возникновение и динамика взаимосвязанных геосфер – литосферы, гидросферы, атмосферы, магнитосферы и биосферы. Контуры глобальной модели эволюции недр Земли. Модель тектоники плит. Роль нестационарной конвекции в мантии Земли. Периодическое возникновение и распад суперконтинентов.



4. Эволюция на химическом и биологическом уровне

4.1. Идеи и модели эволюционной химии и биохимии.

Самопроизвольный синтез новых химических соединений в природе. Биокатализ и ферменты, специфика окислительно-восстановительных процессов в клетке. Самосовершенствование биокатализаторов. Предбиологическая эволюция. Самоорганизация в химических системах (реакция Белоусова)

4.2. Идеи и модели эволюционной биологии на молекулярно-генетическом и онтогенетическом уровнях.

Нуклеиновые кислоты. Особенности РНК и ее роль в образовании доклеточных структур. Формирование информационных биомолекул, единого генетического кода и матричного механизма биосинтеза белков и ферментов. Роль нарушения киральной симметрии биомолекул. Археклетка как прото - эукариотная система. Возникновение клетки. Эволюция клеточной структуры и биологическая стрела времени.

4.3. Идеи и модели эволюционной биологии на биоценотическом и биосферном уровнях

Возникновение и эволюция протожизни как начало формирования биосферы. Эволюция форм жизни на Земле от анаэробных к аэробным. Возникновение и эволюция (филогенез) основных таксонов живых организмов (Ч. Дарвин); понятие о микро- и макроэволюции. Популяция как эволюционное единство и надорганизменный уровень организации живой природы. Биологический и этологический аспекты существования популяций. Формирование биоценоза и биогеоценоза.

Заключение. На пути к целостной культуре.

Естествознание как феномен общечеловеческой культуры. Необходимость преодоления самодостаточности гуманитарной и естественнонаучной форм культуры. Триада "целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности" как перспектива духовного совершенствования человечества.



Примерные темы семинарских занятий


Современные основания целостности естествознания

2. Основные идеи трансдисциплинарного подхода к описанию природы


Сравнительный анализ классической и неклассической стратегий естественнонаучного мышления.


Контролируемые и неконтролируемые воздействия в природе. Механизм и фундаментальные характеристики контролируемого воздействия на объект.


Общая характеристика методов научного познания природы


Два типа времени Аристотеля и их отражение в природе


Атомизм и непрерывность в современном естествознании.


Особенности описания природы в рамках классического естествознания


Особенности описания природы в рамках неклассического естествознания


Неклассические представления об объектах и их состояниях.


Флуктуационные представления как связующий фактор неклассических теорий естествознания.


Идеи универсального эволюционизма и проблема коэволюции.


 
По вопросам изменения, дополнения информации о ВУЗе - пишите на контактный адрес электронной почты):

  • instetut@mail.ru

  • Важно:
    Вы зашли на сайт НЕ отдельно взятого ВУЗа, ЭТО - КАТАЛОГ высших учебных заведений Москвы. Мы НЕ устраиваем на работу, мы НЕ даем консультации, мы НЕ договариваемся о встречах, мы НЕ занимаемся ремонтом и обслуживанием инженерных систем зданий ВУЗов, мы НЕ оказываем помощь в поступлении в то или иное высшее учебное заведение и НЕ проверяем дипломы.
  • Рефераты

  • (качественные, оригинальные рефераты на различные темы)

  • Дипломные работы

  • (дипломные работы по различным специальностям)

  • Курсовые работы

  • (курсовые работы по разным предметам вузовской программы)

  • Дипломы, курсовые, рефераты

  • (лучшие работы на образовательном портале для студентов)

  • Сочинения, рефераты и доклады по литературе

  • (школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку)

  • Рефераты - самая полная коллекция

  • (коллекция информативных, содержательных и объективно передающих информацию рефератов)
  • Рейтинг университетов
  • Рейтинг технических и технологических вузов
  • Рейтинг педагогических и лингвистических вузов
  • Рейтинг экономических вузов
  • Рейтинг сельскохозяйственных вузов
  • Рейтинг медицинских вузов
  • Рейтинг вузов физической культуры
  • Рейтинг вузов государственной службы
  • Рейтинг вузов права
  • Рейтинг вузов сервиса
  • Рейтинг архитектурных и художественных вузов
  • Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов (студентов < 700)
  • Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов (студентов > 700)
  • Рейтинг вузов Москвы (по версии Всеведа)
  • Рейтинг вузов Москвы (сайт 5баллов)
  • кондитерская Славишна
    изысканные торты, десерты и пирожные
    (авторский торт - символ настоящего студенческого праздника)
  • Биология
  • Экология
  • Экономика
  • Иностранный язык
  • Обучение иностранным языкам
  • Отечественная история
  • Информатика 1
  • Информатика 2
  • Математика 1
  • Математика 2
  • Математика 3
  • Концепции современного естествознания 1
  • Концепции современного естествознания 2
  • Философия
  • Физика 1
  • Физика 2
  • Физика 3
  • Физическая культура
  • Политология
  • Психология и педагогика
  • Социология
  • Биология
  • География
  • Иностранный язык
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Информатика
  • История
  • Математика
  • Немецкий язык
  • Обществоведение
  • Рисунок
  • Русский язык
  • Физика
  • Французский язык
  • Химия
  • Биология
  • География
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Вузы Москвы | Российские образовательные Интернет ресурсы | Положение о проведении единого государственного экзамена | Порядок приёма в высшие учебные заведения РФ | Карта сайта | Рейтинги вузов | Программы обучения | Экзамены | Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)