На сайте представлены сведения о более чем 300 государственных и негосударственных вузах, имеющих лицензии на право образовательной деятельности в сфере высшего образования, учебных заведениях, специализирующихся на повышении квалификации и дополнительном образовании, а также об их филиалах, расположенных в Москве и Московской области.

Информация получена непосредственно от ВУЗов в 2013-2016 годах.


Информация о ВУЗе включает:

- полное наименование вуза и год его основания;

- фамилию, имя, отчество ректора, его ученая степень, звание;

- формы обучения (дневная, вечерняя, заочная и др.);

- категории выпускников: бакалавр, специалист, магистр и др.;

- продолжительность обучения;

- условия поступления и обучения (наличие госбюджетных мест, вступительные экзамены, конкурсы прошлых лет, отсрочка от армии и т.п.);

- перечни специальностей и направлений;

- адресную информацию со сведениями о проезде общественным транспортом и контактную, включающую в свой состав адреса вузовских сайтов в Интернет и адреса электронной почты.

Вузы Москвы

Рейтинги вузов

Программы обучения

Экзамены

ЕГЭ

Отечественная история

Примерная программа дисциплины - Отечественная история

Цель и задачи курса
Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.

Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Место истории в системе социогуманитарного образования
Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук. Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов.

Значение преподавания истории в среднем школьном образовании; необходимость привития учащимся высших учебных заведений (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки.

Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.), а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественно-научного профиля.

Распределение часов курса по темам и видам работ
Темы
Лекции
Семинары
Самостоятельные работы

Введение
2
2
4

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
2
2
2

Тема 2. Этапы становления российской государственности.

Особенности политического и социального строя Российского государства IX–XVIII вв.
6
6
6

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв.
6
4
4

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века
4
2
6

Тема 5. Альтернативы российским "реформам сверху" в XIX в.
2
6
4

Тема 6. Россия в начале XX в.
4
2
6

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914–1920 гг.
4
4
6

Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.
4
4
6

Тема 9. Советский Союз в условиях холодной войны
6
2
6

Заключение
2
2
4

Всего
42
36
54


Введение
Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов. (северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках.

Тема 2. Этапы становления российской государственности
Особенности политического и социального строя Российского государства IX–XVIII вв.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков.

Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Монголо-татарские нашествие на Русь. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество литовское и Русское государство.

Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.

Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.

Россия в XV – XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Возникновение сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России.

"Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.

XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в "царство разума". Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны. Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Табель о рангах. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. Дальнейшая бюрократизация госаппарата.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм". Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к "веку просвещения".

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII–XVIII вв.

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв
Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Формы собственности. Категории российского крестьянства. Крестьянская община. Колонизация окраин.

Этапы закрепощения крестьянства. Эволюция форм феодальной ренты. Особенности крепостного права в России. Крестьянские движения.

Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII в. Секуляризация церковных имуществ. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Домашняя промышленность. Ремесло. Мелкотоварное производство. Мануфактура, ее организационные формы и виды. Трудности и своеобразие первоначального накопления капитала. Возникновение крупных фабрично-заводских центров. Пути формирования Всероссийского рынка и русской буржуазии. Усиление роли государства в наращивании производительных сил страны.

Концепция меркантилизма и ее реализация в России.

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна "второго эшелона" развития капитализма. Споры по данному вопросу.

Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия –важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л.А. Перовского и П.Д.Киселева. Преобразования времен Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его исторические судьбы. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX – началу XX вв.: роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Урбанизация населения, быстрый рост городов и городских поселков. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги.

Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и "Священный Союз". Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

Политические преобразования 60–70-х гг. "Контрреформы" Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии.

Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Тема 5. Альтернативы российским
"реформам сверху" в XIX в.
Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взамоотношений. основные этапы организации общественных- сил России.

Охранительная альтернатива. Н.М.Карамзин. С.П.Шевырев. М.П.Погодин. М.Н.Катков. К.П.Победоносцев. Д.И.Иловайский. С.С.Уваров. Теория "официальной народности". Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотического начал.

Либеральная альтернатива. идейное наследие П.Я.Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К.Д.Кавелин. Б.И.Чичерин. А.И.Кошелев. К.А.Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 60–70-х гг. Земское движение. Особенности российского либерализма.

Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. "Русский социализм" А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. С.Г.Нечаев и "нечаевщина". Народничество. М.А.Бакунин. П.Л.Лавров. П.Н.Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-х – начале 80-х гг.

Оформление марксистского течения. Г.В.Плеханов. В.И.Ульянов (Ленин).

Тема 6. Россия в начале XX в.
Развитие капитализма вширь. Социальный состав населения по переписи 1897 г.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формировании эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства. "Асинхронный" тип развития России и его влияние на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования.

Форсирование индустриализации "сверху". Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Индустриализация "снизу": российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

Эволюция государственной власти. "Верхи" в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905–1907 гг. Правительственные реформы П.А.Столыпина.

Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914–1920 гг.
Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX в. Участие России в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Обострение аграрного вопроса. Формирование национальных элит и национальные противоречия. Проблема социальной адаптации общества к реформам и социальная цена реформ. Многопартийность как отражение социальных противоречий в обществе. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Победа Февральской революции. Альтернативы развития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление.

Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, "белое движение", демократическая контрреволюция". Интервенция: причины, формы, масштаб. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.

Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.
Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.

Утверждение однопартийной политической системы. политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии.

Эволюция социальной структуры общества. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, "культурная революция". Большевики и интеллигенция.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Итоги "наступления социализма по всему фронту" (периода довоенных пятилеток).

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг.

СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. СССР – вторая сверхдержава мира. "Демократический импульс" войны.

Тема 9. Советский Союз в условиях холодной войны.
Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей Военно-Промышенного Комплекса. Корейская война 1950–1953 гг. и Советский Союз.

Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления "государственного социализма". "Оттепель" в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).

Смена власти и политического курса в 1964 г. "Мягкая модель" сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР.

Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг.

Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР. "Новое политическое мышление" и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Заключение
Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.

Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. "Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.


 
По вопросам изменения, дополнения информации о ВУЗе - пишите на контактный адрес электронной почты):

  • instetut@mail.ru

  • Важно:
    Вы зашли на сайт НЕ отдельно взятого ВУЗа, ЭТО - КАТАЛОГ высших учебных заведений Москвы. Мы НЕ устраиваем на работу, мы НЕ даем консультации, мы НЕ договариваемся о встречах, мы НЕ занимаемся ремонтом и обслуживанием инженерных систем зданий ВУЗов, мы НЕ оказываем помощь в поступлении в то или иное высшее учебное заведение и НЕ проверяем дипломы.
  • Рефераты

  • (качественные, оригинальные рефераты на различные темы)

  • Дипломные работы

  • (дипломные работы по различным специальностям)

  • Курсовые работы

  • (курсовые работы по разным предметам вузовской программы)

  • Дипломы, курсовые, рефераты

  • (лучшие работы на образовательном портале для студентов)

  • Сочинения, рефераты и доклады по литературе

  • (школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку)

  • Рефераты - самая полная коллекция

  • (коллекция информативных, содержательных и объективно передающих информацию рефератов)
  • Рейтинг университетов
  • Рейтинг технических и технологических вузов
  • Рейтинг педагогических и лингвистических вузов
  • Рейтинг экономических вузов
  • Рейтинг сельскохозяйственных вузов
  • Рейтинг медицинских вузов
  • Рейтинг вузов физической культуры
  • Рейтинг вузов государственной службы
  • Рейтинг вузов права
  • Рейтинг вузов сервиса
  • Рейтинг архитектурных и художественных вузов
  • Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов (студентов < 700)
  • Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов (студентов > 700)
  • Рейтинг вузов Москвы (по версии Всеведа)
  • Рейтинг вузов Москвы (сайт 5баллов)
  • Биология
  • Экология
  • Экономика
  • Иностранный язык
  • Обучение иностранным языкам
  • Отечественная история
  • Информатика 1
  • Информатика 2
  • Математика 1
  • Математика 2
  • Математика 3
  • Концепции современного естествознания 1
  • Концепции современного естествознания 2
  • Философия
  • Физика 1
  • Физика 2
  • Физика 3
  • Физическая культура
  • Политология
  • Психология и педагогика
  • Социология
  • Биология
  • География
  • Иностранный язык
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Информатика
  • История
  • Математика
  • Немецкий язык
  • Обществоведение
  • Рисунок
  • Русский язык
  • Физика
  • Французский язык
  • Химия
  • Биология
  • География
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Вузы Москвы | Российские образовательные Интернет ресурсы | Положение о проведении единого государственного экзамена | Порядок приёма в высшие учебные заведения РФ | Карта сайта | Рейтинги вузов | Программы обучения | Экзамены | Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)